Оборот земельных участков













Чуркин В.Э.



Оборот земельных участков и землепользование: практика применения новых правовых норм












Москва 2017
Федеральным законом от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ, вступившим в силу по общему правилу с 01.03.2015 г., в Земельный кодекс РФ внесены существенные изменения, связанные, в том числе, с формированием земельных участков за счет земель государственной и муниципальной собственности.
В данном параграфе будет рассмотрен механизм формирования земельных участков по инициативе инвестора в целях его дальнейшего предоставления на торгах.
В соответствии с п. 3, 4 ст. 39.11 ЗК РФ образование земельного участка для его предоставления на аукционе может осуществляться по инициативе как уполномоченного органа, так и заинтересованного в предоставлении лица.

Стадии юридических действий применительно к земельному участку за пределами населенного пункта:
1.    Подготовка заинтересованным лицом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
2.    Подача заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
3.    Рассмотрение местной Администрацией вопроса о наличии оснований для отказа в утверждении схемы, приостановления рассмотрения заявления;
4.    Утверждение схемы расположения земельного участка (2 месяца со дня поступления заявления);
5.    Проведение кадастровых работ и постановка участка на кадастровый учет земельного участка.

Стадии юридических действий применительно к земельному участку на территории населенного пункта:
1.    Обращение заинтересованного лица с заявлением о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
2.    Составление местной Администрацией схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
3.    Утверждение схемы расположения земельного участка (2 месяца со дня поступления заявления);
4.    Проведение кадастровых работ и постановка участка на кадастровый учет.

В настоящем параграфе каждая из данных стадий расписана детально.

Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее – Схема) является одним из трех предусмотренных п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ документов, в соответствии с которыми осуществляется образование земельных участков из земель государственной или муниципальной собственности (наряду с проектом межевания и проектной документацией в отношении лесных участков).
Действующим законодательством предусмотрен приоритет проекта межевания над Схемой (п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ), который выражается в двух отношениях:
1) подготовка и утверждение Схемы допускаются лишь в отсутствие утвержденного проекта межевания;
2) в отношении ряда случаев образование участков может осуществляться только на основании проекта межевания (для ведения дачного хозяйства, размещения линейных объектов, применительно к случаю развития застроенной территории и др.).
Подготовка Схемы осуществляется следующими лицами:
-                     если инициатива предоставления исходит от уполномоченного органа – уполномоченным органом;
-                     если инициатива предоставления исходит от физического или юридического лица: вне территории населенных пунктов - физическим или юридическим лицом, на территории населенных пунктов - уполномоченным органом (подп. 1 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ).
Существенное новшество, закрепленное новой редакцией ЗК РФ, заключается в том, что Схема изготавливается в виде электронного документа. Возможность составить Схему в виде бумажного документа допускается в случае его предоставления гражданину без проведения торгов (п. 9 ст. 11.10 ЗК РФ), а также допускалась в переходный период до принятия подзаконных актов Минэкономразвития, регламентирующих технические аспекты составления Схемы в электронном виде (п. 22 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
Приказом Министерства экономического развития от 27.11.2014 г. № 762 утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа (далее – Требования). Этим же приказом утверждена Форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.
Согласно п. 10, п. 11 ст. 11.10 ЗК РФ составить Схему можно непосредственно на сайте Росреестра. Согласно Приказу Минэкономразвития России от 14.01.2015 г. № 6, за пользование указанной возможностью взимается плата в размере 100 рублей для физических лиц, 200 рублей для юридических лиц. С органов государственной власти и органов местного самоуправления плата не взимается.
В настоящее время закон не предусматривает каких-либо требований к лицам, которые вправе оказывать услуги по составлению Схемы. Следовательно, как и прежде, такими лицами могут быть любые лица, обладающие специальными познаниями в области землеустройства и кадастра недвижимости (кадастровые инженеры).
Другим важным нововведением является указание исчерпывающего перечня материалов и сведений, которые должны учитываться при подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ, п. 4 Требований). В данный перечень вошли:
-                      утвержденные документы территориального планирования,
-                      правила землепользования и застройки,
-                      проекты планировки территории,
-                      землеустроительная документация,
-                      положения об особо охраняемой природной территории,
-                      материалы и сведения о наличии зон с особыми условиями использования территории,
-                      материалы и сведения о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях,
-                      материалы и сведения о местоположения границ земельных участков,
-                      материалы и сведения о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Следует отметить, что на этапе предоставления земельного участка, т.е. при принятии решения о проведении аукциона, предварительного согласования земельного участка, предоставлении земельного участка без проведения аукциона, проверка соответствия испрашиваемого земельного участка градостроительному регламенту не проводится, т.е. «фильтр» против отступлений от разрешенного использования и категоризации земель выставлен именно на стадии утверждения схемы расположения ЗУ.
Содержание Схемы установлено п. 6 Требований. В состав схемы включаются:
-                     условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков);
-                     проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
-                     список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости;
-                     изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения;
-                     сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.

1.2. Заявление об утверждении схемы расположения земельного участка.

После составления Схемы заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением об ее утверждении. В указанном заявлении подлежит указанию также цель использования участка (подп. 2 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ).
В случае если подготовка Схемы не может осуществляться заявителем, то заявление об утверждении схемы расположения земельного участка служит основанием для разработки органом местного самоуправления такой схемы и принятия решения об ее утверждении.
Заявление об утверждении Схемы может быть подано лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок направления заявлений в электронном виде установлен Приказом Минэкономразвития России от 14.01.2015 г. № 7, однако в силу переходных положений заявления в электронной форме могут подаваться только с 01.06.2015 г. (п. 26 ст. 34 Федерального закона N 171-ФЗ).

1.3. Рассмотрение заявления об утверждении схемы расположения земельного участка (для земельных участков вне населенных пунктов).

В соответствии с подп. 3 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ следующим этапом процедуры является проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований для отказа в утверждении схемы, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ.
Очевидно, что данный этап касается случаев, когда схема расположения была представлена самим заявителем. В том случае если заявление подано относительно земельного участка, который необходимо образовать на территории населенного пункта, то орган местного самоуправления по заявлению заинтересованного лица самостоятельно осуществляет подготовку Схемы и проекта решения об ее утверждении, который направляется на согласование должен быть утвержден в 2-месячный срок со дня поступления заявления в уполномоченный орган.
Между тем, ЗК РФ не устанавливает перечень оснований для отказа в разработке и утверждении Схемы в том случае, если инициатива предоставления земельного участка исходит от заинтересованного лица, однако схема расположения земельного участка должна разрабатываться органом местного самоуправления.
В зависимости от различных вариантов ответа на данный вопрос может работать принцип либо «целесообразности» предоставления, либо «обязательности» предоставления. Представляется, что целью запрета на самостоятельную разработку схемы могло быть желание законодателя вывести образование участков в населенных пунктах из-под общего режима рассмотрения заявлений, который предусматривает строго ограниченный круг оснований для отказа в утверждении Схемы. Идея о том, что предоставление земельных участков на территории населенных пунктов должно подчиняться принципу целесообразности, в то время как на территории сельской местности предоставление участков должно стимулироваться обязательностью такого предоставления, соответствует также политико-правовым мотивам.
В соответствии с п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, представленной заявителем, является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи[1];
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Данные требования установлены ст. 11.9. ЗК РФ, в соответствии с которой образуемые земельные участки не должны:
-       отклоняться от предельных (минимальных и максимальных) размеров земельных участков, установленных градостроительными регламентами;
-  пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
-       приводить к невозможности разрешенного использования расположенных на образуемых земельных участках объектов недвижимости;
-       приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории[2];
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Кроме того, подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ установлены следующие основания для отказа:
6) в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона;
7)  земельный участок не отнесен к определенной категории земель;
8) земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды;
9) на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев размещения сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено) на земельном участке на условиях сервитута или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ и размещение которого не препятствует использованию такого земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
10) на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и продажа или предоставление в аренду указанных здания, сооружения, объекта незавершенного строительства является предметом другого аукциона либо указанные здание, сооружение, объект незавершенного строительства не продаются или не передаются в аренду на этом аукционе одновременно с земельным участком;
11) земельный участок расположен в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, или территории, в отношении которой заключен договор о ее комплексном освоении;
12) земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения;
13) земельный участок предназначен для размещения здания или сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации или адресной инвестиционной программой;
14) в отношении земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления;
15) в отношении земельного участка поступило заявление о предварительном согласовании его предоставления или заявление о предоставлении земельного участка, за исключением случаев, если принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка или решение об отказе в его предоставлении;
16) земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования;
17) земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Таким образом, законом предусмотрено 17 оснований для отказа в утверждении схемы расположения участка. Данный перечень также может быть дополнен законом соответствующего субъекта РФ, принятым не позднее 01.01.2016 г. (п. 29, 32 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ).
Кроме того, рассмотрение поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка приостанавливается в случае, если на момент поступления в уполномоченный орган такого заявления на его рассмотрении находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает. Приостановление действует до принятия решения об утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка либо до принятия решения об отказе в утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка.
В случае отсутствия оснований для отказа в утверждении Схемы или приостановления рассмотрения заявления уполномоченный орган готовит проект решения об утверждении Схемы.

1.4. Принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка.

В соответствии с п. 14 ст. 11.10 ЗК РФ в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:
1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости;
4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка также указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок (п. 18 ст. 11.10 ЗК РФ).
Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения обязан направить указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка в орган кадастрового учета (п. 20 ст. 11.10 ЗК РФ).
Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года (п. 15 ст. 11.10 ЗК РФ).

1.5. Проведение кадастровых работ и постановка участка на кадастровый учет.

Как и до 01.03.2015 г., проведение кадастровых работ и постановку участка на кадастровый учет обеспечивает лицо, обратившееся с заявлением об утверждении схемы расположения участка (подп. 4, 5 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ).
На основании схемы расположения земельного участка кадастровый инженер составляет межевой план, который подлежит представлению в орган кадастрового учета.
Срок осуществления кадастрового учета составляет десять рабочих дней (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").


§ 2. О порядке предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов.


2.1. Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения аукциона.

2.1.1. Редакция Земельного кодекса РФ, действовавшая до 01.03.2015 г., предусматривала достаточно широкий перечень оснований, при которых земельные участки, находящиеся в государственной либо муниципальной собственности, могут быть предоставлены в аренду без проведения торгов. По существу, исключительно на торгах подлежали предоставлению земельные участки для целей жилищного строительства. Иные виды разрешенного использования оставляли возможность предоставления участков в аренду без проведения торгов при соблюдении ряда условий (в частности, при условии заблаговременной публикации о планируемом предоставлении земельного участка).
После 01.03.2015 г. данный порядок претерпел существенные изменения.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ (действует с 01.03.2015 г.) договоры аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются на торгах, проводимых исключительно в форме аукциона, за исключением случаев, прямо предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
            Кроме того, в силу п. 7 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ в случае, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка предусматривается строительство зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, за исключением случаев проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии со статьей 39.18 Кодекса.
Таким образом, по общему правилу, любое предоставление земельных участков в аренду должно проводиться на аукционе, кроме случаев, прямо предусмотренных Земельным кодексом РФ.

2.1.2. Частью 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ установлено 34 основания заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов.
Из них практическое значение имеют следующие основания:
1) предоставление земельных участков юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального или местного значения (подп. 4 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Из данного пункта следует, что предоставление земельных участков для строительства котельных, КНС, объектов электрического хозяйства осуществляется без проведения аукциона;
2) предоставление земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и(или) лицам, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (подп. 9 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса). Данное основание является аналогом существовавшей ранее ст. 36 Земельного кодекса РФ, определявшей исключительное право собственников расположенных на земельном участке зданий, строений и сооружений на их приобретение по своему усмотрению в аренду либо в собственность;
3) предоставление земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ;
4) предоставление земельного участка в аренду в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования (подп. 11 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);
5) предоставление земельного участка взамен участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд (подп. 16 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Вступившая в действие с 01.03.2015 г. редакция Земельного кодекса РФ позволяет изымать земельные участки, обремененные арендой, для государственных или муниципальных нужд с предоставлением участка взамен изымаемого. В этом случае, как следует из анализируемых положений закона, предоставление земельного участка, взамен изымаемого осуществляется без торгов;
6) предоставление земельного участка лицу, которое имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте (подп. 18 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Основания для предоставления земельного участка в собственность без торгов закреплены в ст. 39.3 Земельного кодекса РФ. Если основания для предоставления участка в собственность без проведения торгов имеются, но участок ограничен в обороте либо зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, данная коллизия разрешается путем заключения с правомочным лицом договора аренды данного участка без проведения торгов;
7) земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства (подп. 19 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Принципиально отметить, что предоставление участка для целей огородничества, равно как и участка для ЛПХ вне границ населенного пункта, осуществляется без проведения торгов. Обращаем внимание, что предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов, осуществляется согласно процедуре, регламентированной ст. 39.18 Земельного кодекса РФ;
8) предоставление земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с использованием недрами, недропользователю (подп. 20 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);
9) предоставление земельного участка, необходимого для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, лицу, с которым заключено концессионное соглашение (подп. 23 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);
10) предоставление земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка (подп. 5 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);
11) предоставление земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка (подп. 31 ч.2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);
12) предоставление земельного участка арендатору, если этот арендатор имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка без проведения торгов (подп. 32 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ).
Кроме этого, земельный участок без проведения торгов может быть предоставлен на основании Указа Президента РФ, Постановления Правительства РФ, закона субъекта Федерации для реализации крупных инвестиционных проектов.
В частности, Законом Амурской области от 17 марта 2015 г. N 500-ОЗ установлены критерии инвестиционных проектов, которым должны соответствовать инвестиционные проекты для возможности предоставления земельных участков для их реализации без проведения торгов, а также порядок заключения данных договоров.

2.2. Порядок заключения договора аренды без проведения торгов.


Порядок заключения договора аренды без проведения торгов зависит от того, по каким основаниям потенциальный арендатор имеет право на заключение такого договора.
В целях определения порядка заключения договора аренды без проведения торгов все основания для заключения договоров могут быть условно разделены на три группы:
1) заключение договора аренды с лицом, имеющим право на заключение нового договора аренды без проведения торгов (основания, указанные в подп. 31 и 32 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);
2) заключение договора аренды земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства (основание, предусмотренное п. 5 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);
3) заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов по иным основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ.
Ниже приведен детальный анализ порядка заключения договоров аренды без проведения торгов по каждому из приведенных выше оснований.

2.2.1. Заключение без торгов договора аренды на новый срок.
В соответствии с ч. 15 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
Вместе с тем, из данного правила имеется ряд исключений.
На заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов имеют право следующие лица:
А) арендаторы земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, которые надлежащим образом использовали земельный участок в течение срока действия предыдущего договора аренды (подп. 31 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, п. 5 ст. 9 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). В этом случае основанием для заключения договора аренды на новый срок является заявление арендатора, поданное арендодателю до заключения срока действия предыдущего договора аренды. Иных документов закон не требует.
Б) арендаторы земельных участков, если:
- земельный участок был предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (подп. 1 ч. 3 ст.39.6 Земельного кодекса РФ). Данное основание не распространяется на случаи, когда заключение договора без проведения торгов было осуществлено в связи с тем, что первоначальное предоставление земельного участка планировалось на основании торгов, но данные торги были признаны несостоявшимися в связи с наличием одной заявки (пп. 13, 14, 20 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ). В этом случае первичное предоставление земельного участка в аренду признается предоставлением с торгов и право на заключение нового договора аренды без проведения торгов у такого арендатора не возникает;
- земельный участок был предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства (подп. 2 ч. 3 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Из данной нормы следует, что даже если первичное предоставление участка гражданам для ведения садоводства или дачного хозяйства было осуществлено на аукционе, последующее предоставление такого участка в аренду на новый срок возможно и без проведения аукциона.

Предоставление земельного участка на новый срок без проведения торгов по основаниям, указанным выше, допускается только при наличии одновременной совокупности всех следующих условий, определенных ч. 4 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо. Например, на данном участке отсутствуют здания, строения или сооружения, принадлежащие на праве собственности или праве хозяйственного ведения иному лицу;
3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 Земельного кодекса РФ;
4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов. Данное условие является принципиальным и означает, что само по себе первичное предоставление участка в аренду без проведения торгов не дает право на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов, если на момент заключения нового договора такой земельный участок (исходя из его категории и вида разрешенного использования) должен быть предоставлен на аукционе (например, был изменен вид разрешенного использования участка для целей, связанных со строительством).
Для заключения договора аренды на новый срок по основаниям, указанным выше, заинтересованные арендаторы предоставляют арендатору заявление о заключении нового договора аренды. Проверка наличия/отсутствия иных критериев, необходимых для заключения нового договора аренды без проведения торгов, возлагается на арендодателя.

2.2.2. Заключение без торгов договора аренды на достройку объекта незавершенного строительства.
Новая редакция Земельного кодекса РФ существенно меняет правовое регулирование режима землепользования участками, занятыми объектами незавершенного строительства, расположенными на арендованных участках, срок действия аренды которых истек.
Как отмечалось ранее, по общему правилу, лицо, которому земельный участок был предоставлен для целей строительства, не имеет преимущественного права на предоставление данного участка по договору аренды на новый срок без проведения аукциона (ч. 15 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 5 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, если объект незавершенного строительства находится на земельном участке, срок действия договора аренды которого истек, орган, уполномоченный на распоряжение данным земельным участком, в течение шести месяцев со дня истечения срока действия договора аренды вправе предъявить в суд требование об изъятии объекта незавершенного строительства и продаже его с публичных торгов.
Правила проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства определены статьей 239.1 Гражданского кодекса РФ и Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 1299.
 Лицо, купившее объект незавершенного строительства с публичных торгов, вправе однократно заключить договор аренды данного земельного участка без проведения торгов для завершения строительства объекта.
 Договор аренды в данном случае заключается на срок, превышающий в два раза срок, установленный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в качестве срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений (ч. 9 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ).
Если в течение шести месяцев с момента завершения срока действия договора аренды земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, уполномоченный орган не обратился в суд с иском об изъятии данного объекта и его продаже с публичных торгов либо если объект не был продан с торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах, собственник объекта незавершенного строительства имеет право обратиться в уполномоченный орган с заявлением о заключении с ним без проведения торгов договора аренды данного земельного участка для целей завершения строительства расположенного на нем объекта.
В этом случае договор аренды заключается на срок до трех лет (подп. 6 ч. 8 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ).
Необходимо отметить, что описанные выше правовые режимы применяются к правоотношениям, возникшим после 01.03.2015 г.
В соответствии с п. 21 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом, предоставление участка без торгов согласно рассматриваемому пункту Закона возможно однократно.

2.2.3. Порядок заключения договора аренды без проведения аукциона в иных случаях.
Предоставление без торгов сформированного участка.
Порядок заключения договоров аренды земельных участков урегулирован ст. ст.39.14 - 39.17 Земельного кодекса РФ.
Порядок заключения договора аренды зависит от того, сформирован ли испрашиваемый земельный участок или нет.
Если земельный участок сформирован и стоит на кадастровом учете, то для предоставления земельного участка в аренду - при наличии установленных на то оснований -  заинтересованное лицо направляет в орган, уполномоченный на распоряжение земельным участком, заявление о предоставлении земельного участка (ч. 1 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ).
В заявлении, наряду с прочим, указываются сведения о заявителе, кадастровый номер участка, основание предоставления земельного участка в аренду без проведения аукциона.
Принципиально отметить, что, если Земельным кодексом РФ допускается предоставление земельного участка лицу в собственность либо в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель (ч. 6 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ).
Заявление о предоставлении земельного участка без торгов должно быть рассмотрено уполномоченным органом в течение тридцати дней (ч. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ), в течение которых уполномоченный орган подготавливает проект договора аренды и направляет его заявителю (если границы земельного участка не нуждаются в уточнении) либо отказывает в предоставлении земельного участка по основаниям, закрытый перечень которых указан в ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.
Вступившая в силу с 01.03.2015 г. редакция Земельного кодекса РФ не предусматривает необходимости публикации информации о планируемом предоставлении земельного участка без проведения торгов. Единственное исключение – предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйства для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (ст. 39.18 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 4 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления. Это означает, что при конкуренции заявок на один и тот же участок, который может быть предоставлен в аренду без проведения торгов (например, для ведения личного подсобного хозяйства за пределами населенного пункта), договор аренды заключается с лицом, первым подавшим заявку, без проведения аукциона.

Предоставление без торгов несформированного участка.
Если земельный участок, который может быть предоставлен без проведения торгов, не сформирован, процедуре его предоставления, описанной выше, должна предшествовать процедура предварительного согласования предоставления земельного участка (ч. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ).
Суть данной процедуры заключается в следующем:
1) заинтересованное в предоставлении участка лицо подготавливает схему расположения испрашиваемого земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой участок (подп. 1 ч. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ);
2) заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В заявлении, наряду с прочим, указываются реквизиты заявителя, основания предоставления испрашиваемого участка без проведения торгов, вид права, на котором испрашивается участок, сведения об испрашиваемых границах участка, определенных схемой расположения, подготовленной заявителем, либо проектом межевания.
Соответственно, к заявлению прикладываются схема расположения земельного участка и документы, подтверждающие наличие оснований для предоставления земельного участка без проведения торгов.
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка рассматривается в течение 30 дней.
Основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка являются наличие оснований для отказа в согласовании схемы расположения, указанных в п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ), а также наличие оснований, исключающих предоставление участка без торгов в соответствии со ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.
В остальных случаях уполномоченный орган обязан согласовать предоставление земельного участка.
Решение о предварительном согласовании решения о предоставлении земельного участка является основанием для проведения за счет заявителя кадастровых работ по его формированию и постановке на кадастровый учет (пп. 4-5 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ).
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка действует два года (ч. 14 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ), в течение которых заявитель имеет право обеспечить постановку участка на кадастровый учет и обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка.
После постановки земельного участка на кадастровый учет заявитель, в отношении которого принято решение о предварительном согласовании предоставления участка, обращается в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении ему участка.
Необходимо отметить, что, если в отношении одного участка поступило несколько заявок на предварительное согласование предоставления земельного участка, данные заявки рассматриваются в порядке их поступления (ч. 4 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ). Иными словами, при поступлении нескольких заявок на один участок приоритет отдается первой поступившей заявке без проведения торгов.
Еще раз необходимо отметить, что описанный в настоящем пункте порядок предварительного согласования при предоставлении земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйства для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, применяется с учетом специфики, указанной в ст. 39.18 Земельного кодекса.

Основания отказа в предоставлении участков в аренду без проведения торгов.
Исчерпывающий перечень оснований, по которым уполномоченный орган вправе отказать в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, приведен в ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.
Приведенные в данной статье основания отказа могут быть разделены на несколько условных групп[3]:
1) заявитель не имеет права на предоставление участка без проведения торгов;
2) на участке имеются здания, строения или сооружения, которые принадлежат на вещном праве иным лицам;
3) участок обременен правами третьих лиц (правом собственности, аренды либо права постоянного (бессрочного) пользования). Соответственно, данное основание не применяется, если арендатор участка либо обладатель права постоянного (бессрочного) пользования обратились с заявлением о выкупе участка, либо его переоформлении в аренду согласно пп. 9 и 10 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ;
4) участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;
5) участок находится на территории, в отношении которой заключен договор о ее комплексном освоении либо договор о развитии застроенной территории;
6) участок является предметом объявленного аукциона, в отношении него принято решение о предварительном согласовании предоставления либо в отношении участка ранее поступило заявление о проведении аукциона, либо о предварительном согласовании его предоставления;
7) испрашиваемый заявителем вид использования участка не соответствует виду использования участка согласно данным кадастрового учета и документам территориального планирования (за исключением размещения линейных объектов в соответствии с утвержденным проектом планировки территории);
8) не определены категория и вид использования земельного участка;
9) границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
При наличии указанных в ст. 39.16 Земельного кодекса оснований, уполномоченный орган отказывает в предоставлении земельного участка без проведения торгов либо в согласовании предварительного предоставления участка (если испрашиваемый участок не был сформирован).

2.3. Специфика предоставления без торгов участков гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам в отдельных случаях.

 Рассмотренный выше порядок предоставления земельных участков в аренду без торгов имеет свою специфику, применимую при предоставлении земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйства для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина либо крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления указанных выше земельных участков уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в средстве массовой информации, используемом для официальной публикации муниципальных нормативных правовых актов, и на сайте уполномоченного органа в сети «Интернет».
2) отказывает в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка по основаниям, указанным в п. 6 ст. 39.15 и ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.
В извещении указываются:
1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;
2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, в течение тридцати дней соответственно со дня публикации заявить о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;
3) адрес и способ подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе и сроках их направления;
4) адрес или иное описание местоположения земельного участка;
5) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;
6) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;
7) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект;
8) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
Решение о заключении договора аренды земельного участка либо о предварительном согласовании предоставления земельного участка принимается уполномоченным органом без проведения аукциона только в том случае, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) о намерении участвовать в аукционе не поступили.
В этом случае уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (если участок не сформирован) либо о заключении договора аренды. В последнем случае договор аренды заключается после постановки участка на кадастровый учет и поступления заявления от лица, в отношении которого принято решение о предварительном согласовании предоставления участка. Договор заключается без проведения аукциона.
Если в течение тридцати дней с момента публикации извещения поступили иные заявления граждан и/или крестьянских (фермерских) хозяйств о готовности участия в аукционе, предоставление земельного участка осуществляется исключительно на аукционе.
При этом, согласно ч. 7 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ в этом случае проведение аукциона является обязанностью, а не правом уполномоченного органа.

§ 3. Порядок предоставления земельных участков на торгах.

Федеральными законами № 171-Ф3 от 23.06.2014 г., № 224-Ф3 от 21.07.2014 г., № 487-Ф3 от 29.12.2014 г. в Земельный кодекс РФ внесены изменения, существенным образом меняющие порядок распоряжения земельными участками.

3.1. Положения ЗК РФ о предоставлении земельных участков после 01.03.2015г.

Как было указано выше, в соответствии с ч. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договоры аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются на торгах, проводимых исключительно в форме аукциона, за исключением случаев, прямо предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Таким образом, по общему правилу, любое предоставление земельных участков в аренду должно проводиться на аукционе, кроме случаев, прямо предусмотренных Земельным кодексом РФ.

3.2. Порядок проведения аукциона

Порядок предоставления земельного участка на аукционе может быть представлен как последовательность следующих этапов:
1.         Подготовка к выставлению права аренды земельного участка на аукцион:
1.1.      Подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка (при отсутствии проекта планировки);
1.2.      Проведение кадастровых работ и постановка участка на кадастровый учет;
1.3.      Подача заинтересованным лицом заявления о предоставлении участка;
1.4.      Получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
1.5.      Проведение рыночной оценки стоимости аренды земельного участка (в случае, если начальный размер арендной платы рассчитывается не в процентах от кадастровой стоимости земельного участка.
1.6.      Принятие местной Администрацией решения о проведении аукциона.
2.         Аукцион и заключение договора:
2.1.      Публикация извещения о проведении торгов на сайте torgi.gov.ru;
2.2.      Прием и рассмотрение заявок на участие в торгах, подписание протокола рассмотрения заявок;
2.3.      Проведение торгов;
2.4.      Составление протокола о результатах торгов;
2.5.      Подписание договора аренды земельного участка;
2.6.      Государственная регистрация договора аренды.

Этап 1. В том случае, если земельный участок не сформирован, подготовка проведения аукциона начинается с подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка, кроме случаев наличия утвержденного проекта планировки территории.
После формирования земельного участка заинтересованное лицо обращается в Администрацию с заявлением о его предоставлении, указывая кадастровый номер и цель использования участка (подп. 6 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ).
Если отсутствуют основания для отказа в принятии решения о проведении аукциона, установленные подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 ст. 39.11 ЗК РФ, орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права аренды земельного участка обязан предоставить заинтересованным лицам технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (подп. 8 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ, п. 5 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83(далее – Правила)).
Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия решения о проведении торгов обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.
Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (п. 9 Правил).
Подготовка земельного участка к проведению аукциона заканчивается принятием Администрацией решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона. Данное решение должно быть принято в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления (подп. 9 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ).
Важнейшим моментом является то, что исчерпывающий перечень оснований для отказа в проведении аукциона установлен п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ, среди которых можно выделить следующие:
1) в отношении земельного участка в установленном законодательством Российской Федерации порядке не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений;
2) земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды;
3) на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев размещения сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено) на земельном участке на условиях сервитута или объекта, размещение которого возможно без оформления сервитута и которое не препятствует использованию такого земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
4) на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и продажа или предоставление в аренду указанных здания, сооружения, объекта незавершенного строительства является предметом другого аукциона либо указанные здание, сооружение, объект незавершенного строительства не продаются или не передаются в аренду на этом аукционе одновременно с земельным участком;
5) земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения;
6) земельный участок предназначен для размещения здания или сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации или адресной инвестиционной программой;
7) в отношении земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления;
8) в отношении земельного участка поступило заявление о предварительном согласовании его предоставления или заявление о предоставлении земельного участка, за исключением случаев, если принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка или решение об отказе в его предоставлении.

Этап 2. Согласно п. 1 ст. 39.13 ЗК РФ аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проводится в электронной форме.
Аукцион является открытым по составу участников (п. 9 ст. 39.11 ЗК РФ).
Извещение о проведении аукциона размещается на сайте torgi.gov.ru не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона (п. 19 ст. 39.11 ГК РФ).
Объединение более двух земельных участков в одном лоте не допускается (п. 2 ст. 39.11 ЗК РФ).
Начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка устанавливается по выбору уполномоченного органа в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", или в размере не менее полутора процентов кадастровой стоимости такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона (п. 14 ст. 39.11 ЗК РФ).
Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона (п. 18 ст. 39.11 ЗК РФ).
Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за земельный участок или наибольший размер ежегодной арендной платы за земельный участок (п. 17 ст. 39.12 ГК РФ).
Если единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подана лицом, которое соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям к участникам аукциона и заявка на участие в аукционе которого соответствует указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, либо если только один заявитель признан единственным участником аукциона или в аукционе принял участие только один его участник, договор аренды такого земельного участка заключается с указанным лицом (п. 6 ст. 39.6 ЗК РФ).
Результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет организатор аукциона (п. 15 ст. 39.11 ЗК РФ).
Протокол о результатах аукциона размещается на официальном сайте в течение одного рабочего дня со дня подписания данного протокола (п. 16 ст. 39.11 ЗК РФ).
В течение трех рабочих дней со дня подписания протокола о результатах аукциона организатор аукциона обязан возвратить задатки лицам, участвовавшим в аукционе, но не победившим в нем (п. 18 ст. 39.11 ЗК РФ).
Уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона. Договор заключается не ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте (п. 20 ст. 39.12 ЗК РФ).



Одной из новелл новой редакции Земельного кодекса РФ является возможность использования земельных участков без оформления права аренды, собственности либо сервитута на них.
Правовое регулирование данной процедуры осуществляется:
- главой V.6 Земельного кодекса РФ;
- Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов";
- Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2014 г. N 1244 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности";
- частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
Данная процедура направлена на устранение необходимости предоставления земельного участка для строительства, реконструкции, ремонта, эксплуатации объектов, осуществления иной деятельности, когда характер такого объекта (деятельности) не требует прохождения длительной и громоздкой процедуры предоставления земельного участка, проведения торгов либо предварительного согласования предоставления, оформления прав на земельный участок.

Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка в аренду, собственность или по сервитуту осуществляется на основании разрешения уполномоченного органа.
Следует отметить, что использовать без предоставления можно как земли (несформированные земельные участки), так и сформированные, но не предоставленные земельные участки и их части.
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях:
1)    проведение инженерных изысканий;
2)    капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
3)    строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
4)    осуществление геологического изучения недр;
5)    размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций;
6)    размещение следующих объектов (Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 1300):
-      Подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
-      Водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
-      Линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
-      Элементы благоустройства территории.
-      Линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
-      Нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
-      Тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
-      Геодезические, межевые, предупреждающие и иные знаки, включая информационные табло (стелы) и флагштоки.
-      Защитные сооружения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
-      Объекты, предназначенные для обеспечения пользования недрами, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
-      Линии и сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
-      Проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
-      Пожарные водоемы и места сосредоточения средств пожаротушения.
-      Пруды-испарители.
-      Отдельно стоящие ветроэнергетические установки и солнечные батареи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В целях дальнейшего описания процедуры цели, указанные в пункте 6 будут называться размещением объектов, а цели, указанные в других пунктах – иными целями, поскольку порядок принятия решений различается.

Последовательность действий в рамках процедуры:
1)    прием заявления о выдаче разрешения на размещение объектов (на использование земель или земельного участка для иных целей) с приложениями;
2)    рассмотрение заявления (7 календарных дней для целей размещения объектов, 25 дней для иных целей), включая направление межведомственных запросов в случае размещения для целей, не связанных с размещением объекта;
3)    принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче разрешения;
4)    направления решения заявителю (3 календарных дня);
5)    направление решения в Управление Росреестра (10 календарных дней) в случаях, не связанных с размещением объекта.

Шаг 1. Прием заявления о выдаче разрешения на размещение объектов (на использование земель или земельного участка для иных целей) с приложениями.
Заявление о выдаче разрешения на размещение объектов (на использование земель или земельного участка для иных целей) (далее – заявление) подается в местную Администрацию, если заявитель планирует использовать земли неразграниченной государственной собственности.
В заявлении указываются:
-      фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, - в случае если заявление подается физическим лицом;
-      наименование, место нахождения, организационно-правовая форма и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц - в случае если заявление подается юридическим лицом;
-      фамилия, имя и (при наличии) отчество представителя заявителя и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия, и документа, удостоверяющего личность, - в случае если заявление подается представителем заявителя;
-      почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона для связи с заявителем или представителем заявителя;
-      виды объектов, предполагаемых к размещению, иные предполагаемые цели использования;
-      кадастровый номер земельного участка указывается при его наличии в случаях, если планируется использование образованного земельного участка или его части;
-      кадастровый номер квартала указывается в случае, если планируется размещение объекта на землях, кадастровый учет которых в установленном порядке не произведен;
-      способ получения разрешения или отказа в выдаче разрешения;
-      срок использования земель или земельного участка (для использования участка в целях, не связанных с размещением объектов).
К заявлению прилагаются:
-      копия документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации заявителя или его представителя;
-      схема границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории, на которых планируется размещение объектов, с указанием координат характерных точек границ территории (далее - Схема границ), кроме случаев, когда планируется использовать сформированный земельный участок.
Схема границ представляет собой документ, в котором в текстовой и графической форме отражены сведения о земельном участке, необходимые для размещения объекта без предоставления земельного участка и установления сервитута.
Схема границ составляется в соответствии с типовой формой согласно установленной форме (см. приложение) и содержит:
-      описание границ (смежные землепользователи, обеспеченность подъездными путями, наличие охраняемых объектов: природных, культурных и т.д.);
-      характеристики поворотных точек, дирекционных углов, длин линий; характеристики и расположение существующих инженерных сетей, коммуникаций и сооружений;
-      охранные (для размещений линейных объектов), санитарно-защитные (при наличии) и иные зоны (в том числе проектируемые);
-      принятые условные обозначения.
Схема границ составляется в системе координат МСК-50 с использованием материалов инженерно-геодезических изысканий в масштабе 1:500 и сведений государственного кадастра недвижимости.
Применительно к иным целям использования, не связанным с размещением объекта, к заявлению могут быть приложены:
а) кадастровая выписка о земельном участке или кадастровый паспорт земельного участка;
б) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в) копия лицензии, удостоверяющей право проведения работ по геологическому изучению недр или иные документы, подтверждающие основания для использования земель или земельного участка в заявленных целях.
Если данные документы не были приложены, то ОМСУ запрашивает их в порядке межведомственного информационного взаимодействия.


Шаг 2. Рассмотрение заявления
Срок рассмотрения заявления о выдаче разрешения для размещения объекта составляет 7 календарных дней, в то время как заявления о выдаче разрешения для использования земельного участка в иных целях – 25 дней.
Решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если:
-      заявление подано с нарушением требований, установленных к форме и содержанию заявления, а также приложенных к нему документов;
-      в заявлении указаны цели, объекты или иные цели использования, не предусмотренные данной процедурой;
-      земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
Выдача разрешения осуществляется без взимания платы с заявителя.

Шаги 3-5. Принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче разрешения, направление его заявителю и в уполномоченные органы.
Решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения (далее – решение) принимается органом местного самоуправления муниципального образования в течение 7 календарных дней со дня поступления заявления и прилагаемых документов.
Разрешение на использование земель выдается на срок:
1) в целях проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более одного года;
2) в целях строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения на срок их строительства, реконструкции;
3) в целях осуществления геологического изучения недр на срок действия соответствующей лицензии.
Законом не предусмотрен какой-либо срок действия разрешений для размещения объектов.
Решение о выдаче разрешения должно содержать:
а) указание об обязанности лиц, получивших разрешение, выполнить необходимые работы по рекультивации, приведению земель в пригодное состояние в случае, если использование земель привело к порче или уничтожению плодородного слоя почвы;
б) указание о возможности досрочного прекращения действия разрешения со дня предоставления земельного участка физическому или юридическому лицу и сроки направления уполномоченным органом заявителю уведомления о предоставлении земельного участка таким лицам.
В решении об отказе в выдаче разрешения указывается мотивированное обоснование причин отказа.
Решение в течение 3 календарных дней с даты его принятия направляется заявителю заказным письмом с приложением представленных им документов или выдается нарочно заявителю или уполномоченному представителю заявителя - в зависимости от того, какой способ получения документов был указан в заявлении.
В течение 10 рабочих дней со дня выдачи разрешения для использования участка в целях, не связанных с размещением объекта, Администрация направляет копию этого разрешения с приложением схемы границ в соответствующий отдел Управления Росреестра по месту нахождения земельного участка.




[1] Утверждены приказом Министерства экономического развития от 27.11.2014г. № 762.
[2] Следует отметить, что формулировка данного пункта может приводить к различному толкованию, поскольку в п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ, п. 4 Требований, кроме перечисленных, указаны также несколько иных видов документов, в том числе ПЗЗ. Исходя из буквального толкования, может сложиться впечатление, что несоответствие Схемы другим документам из указанного перечня, например, правилам землепользования и застройки, не является основанием для отказа в ее утверждении. Можно утверждать, в таком случае фактически должен срабатывать подп. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, поскольку несоответствие Схемы ПЗЗ является нарушением требований к ее подготовке. Между тем, такая законодательная неточность дает значительный простор в понимании несоответствия разрешенного использования или категории земель ПЗЗ как основания для отказа в утверждении Схемы.
[3] Приведенный перечень систематизирует основания отказа, установленные анализируемой статьей, но не является исчерпывающим и не охватывает все предусмотренные данной статьей исключения и нюансы.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.