Верховный суд РФ указал в каких случаях госзаказчик обязан списать неустойку по госконтракту.
Неустойка списывается в случае если подрядчик по госконтракту:
- полностью исполнил госконтракт в 2015 и 2016 году,
- общая сумма неустойки не превышает 5% от цены контракта.
В указанном случае списание неустойки является обязанностью госзаказчика и не зависит от его усмотрения.
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Определение ВС РФ
от 31 июля 2018 г. по делу N 305-ЭС18-5984
Резолютивная часть определения объявлена 30.07.2018.
Полный текст определения изготовлен
31.07.2018.
Судебная коллегия по экономическим спорам
Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Шилохвоста
О.Ю.,
судей Кирейковой Г.Г., Разумова И.В., -
рассмотрела в открытом судебном заседании
кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Завод
пожарных автомобилей "Спецавтотехника" на решение Арбитражного суда
города Москвы от 18.12.2017 (судья Дранко Л.А.) по делу N А40-167219/2017,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2018 (судья
Ким Е.А.) по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи Верховного
Суда Российской Федерации Шилохвоста О.Ю., Судебная коллегия по экономическим
спорам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Министерство
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) обратилось в
Арбитражный суд города Москвы с иском к обществу с ограниченной
ответственностью "Завод пожарных автомобилей "Спецавтотехника"
(далее - завод) о взыскании 456 356 руб. 16 коп. неустойки за нарушение сроков
поставки по государственному контракту от 21.11.2016, а также 50 руб. почтовых
расходов.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного
производства.
Решением Арбитражного суда города Москвы от
18.12.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного
апелляционного суда от 20.02.2018, исковые требования удовлетворены.
Завод обратился в Верховный Суд Российской
Федерации с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на существенные нарушения
судами норм материального права, повлиявшие на исход дела, просит решение от
18.12.2017 и постановление от 20.02.2018 отменить и направить дело на новое
рассмотрение.
В кассационной жалобе завод, ссылаясь на кассационную
практику рассмотрения споров о взыскании неустоек за ненадлежащее исполнение
государственного контракта (определения Верховного Суда Российской Федерации от
22.06.2017 N 305-ЭС17-624, от 14.08.2017 N 303-ЭС17-1652), настаивает на том,
что в силу пункта 6.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд" списание и (или)
отсрочка начисления поставщику сумм неустоек является обязанностью
государственного заказчика.
Определением судьи Верховного Суда
Российской Федерации от 12.07.2018 (судья Шилохвост О.Ю.) кассационная жалоба
завода вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной
коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
МЧС России и завод, надлежащим образом
извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы завода, явку
своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 2
статьи 291.10 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не
препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
Проверив обоснованность доводов, изложенных
в кассационной жалобе, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного
Суда Российской Федерации считает, что решение от 18.12.2017 и постановление от
20.02.2018 подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе в иске.
Как установлено судами и следует из
материалов дела, между МЧС России (заказчик) и заводом (поставщик) заключен
государственный контракт от 21.11.2016 N 0173100003416000104.2016.334112 на
поставку пожарных автомобилей первой помощи на общую сумму 63 382 800 руб.
Согласно пункту 6.6 государственного
контракта за просрочку исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных
контрактом, установлена пеня в размере не менее одной трехсотой действующей на
дату уплаты пени ставки рефинансирования Банка России от цены контракта,
уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных
контрактом и фактически исполненных поставщиком.
Неисполнение заводом претензии МЧС России
об оплате неустойки в связи с просрочкой исполнения заводом обязательства,
предусмотренного государственным контрактом со ссылкой на обязанность заказчика
списать неустойку, послужило основанием для обращения МЧС России в арбитражный
суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суды руководствовались
статьями 309, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным
законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами определения размера
штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком
(подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за
исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком
(подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день
просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства,
предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства
Российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063, постановлением Правительства
Российской Федерации от 14.03.2016 г. N 190 "О случаях и порядке
предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней)
и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)"
(далее - постановление N 190) и, исследовав и оценив по правилам статьи 71
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в
материалы дела доказательства, пришли к выводу о том, что наличие
предусмотренных пунктом 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе оснований
для списания начисленных сумм неустоек не лишает заказчика права истребовать
указанную неустойку в судебном порядке.
Между
тем судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Закона
о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об
ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за
неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных
контрактом. Пунктом 6 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что
в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения
или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику
(подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В
силу пункта 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в
случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации,
заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или)
осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Пунктом
1 и подпунктом "а" пункта 3 постановления N 190 установлено, что если
общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены
контракта, заказчики осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов,
пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 или 2016 годах исполнения
поставщиком всех обязательств, предусмотренных контрактом.
Из
изложенных императивных правил следует, что при наличии предусмотренных Законом
о контрактной системе и постановлением N 190 обстоятельств, списание начисленных
поставщику в связи с ненадлежащим исполнением государственного контракта сумм
неустоек (штрафов, пеней) является обязанностью заказчика и не зависит от
усмотрения последнего.
Поскольку при рассмотрении иска МЧС России
установлено, что обязательства, предусмотренные контрактом, были завершены в
полном объеме до конца 2016 года, что условия контракта не были изменены
сторонами в соответствии с частью 1.1 статьи 95 Закона о контрактной системе и
что общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) согласно расчету
заказчика не превышает 5% цены контракта, у судов отсутствовали предусмотренные
законом основания для освобождения заказчика от обязанности списать начисленную
поставщику неустойку. При таких условиях взыскание с завода начисленной
неустойки нарушает требования законодательства и законные интересы завода в
сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ввиду того, что судами первой и
апелляционной инстанций допущено существенное нарушение законодательства о
порядке списания неустойки по государственному контракту, обжалуемые судебные
акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе в
удовлетворении иска.
На основании изложенного и руководствуясь
статьями 184, 291.13 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской
Федерации
определила:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2017 по
делу N А40-167219/2017, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 20.02.2018 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Настоящее определение вступает в законную
силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный
Суд Российской Федерации в трехмесячный срок.
Председательствующий
судья
О.Ю.ШИЛОХВОСТ
Судьи
Г.Г.КИРЕЙКОВА
И.В.РАЗУМОВ
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.